Наконец на свои средства я опубликовал свой джазовый альбом для фортепиано “Музыкальный зоопарк”! Я учился в Ростове-на-Дону и мне, конечно, хотелось сделать первое официальное издание своего труда в этом городе. Но, получилось издать в г. Волгограде. Обратился в издательство “Станица-2″, они меня связали с типографией ООО “Прин Терра-Дизайн”. Очень грамотные ребята, профессионалы, я им очень [...]
Импровизация существует с древнейших времен. Еще первобытный человек, сам того не подозревая, занимался импровизацией. Собираясь на охоту или на войну древние люди проводили магические обряды с танцами, пением, которые сопровождались примитивной музыкой. Вся музыка носила спонтанный характер. Большую роль в первобытных импровизациях играл ритм. Надо сказать, что в первобытном обществе ритм имел магическое значение. Во [...]
ОБУЧЕНИЕ ИМПРОВИЗАЦИИ
В СТИЛЕ «РОК-Н-РОЛЛ»
В основе этой импровизации лежит 12-ти тактовый блюзовый период. Эта гармоническая модель характерна для таких стилей, как блюз, рок-н-ролл, буги-вуги и др. В ней используются всего три функции: T, S, D.
T (тоника) – строится на I ступени, S (субдоминанта) – на IV ступени, D (доминанта) – на V.
Гармоническая модель:
| I | [...]
Это упражнение является базовым для последующих упражнений и выполняется в тональности до-мажор. Это упражнение на автономный бас, который представляет собой басовую линию, характерную для рок-н-ролла. В левой руке надо соблюдать правильную аппликатуру. Сначала можно выучить упражнение левой рукой. Затем к ней добавляется правая рука – трезвучия (T, S и D), которые играются на первую долю.
Главная [...]
Освоив первое упражнение, можно приступить к следующему. Все последующие упражнения являются различными способами импровизации на неизменный бас.
Простейшее видоизменение упражнения № 1 – это синкопирование аккордов путем опережения или опоздания. Синкопа – это смещение акцента с сильной доли на слабую долю. Выполним это упражнение, синкопируя аккорды путём опережения:
Другой способ импровизации – это арпеджио, в данном случае короткое арпеджио. Звуки аккорда, взятые по очереди, называются арпеджио. В данном упражнении играются короткие арпеджио по звукам трезвучия снизу вверх. Сложность данного упражнения заключается в том, что на каждый «шаг» в левой руке надо сыграть по две восьмых ноты в правой руке:
Если ученик научился легко находить звуки трезвучий (так называемые устойчивые звуки), то можно переходить к следующему упражнению. В этом упражнении необходимо к каждому устойчивому звуку (к звукам трезвучий) найти неустойчивый звук. В данном случае неустойчивыми звуками будут являться так называемые вводные звуки, которые находятся рядом, вокруг устойчивых звуков. В до-мажоре тоника – нота «до», является [...]
Упражнение с вводными звуками можно немного усложнить, чередуя два ритма. Это упражнение можно также отнести к серии упражнений «Игра ритма».
1-й ритм, как в упражнении № 5:
2-й ритм как бы синкопируется путём опережения, «догоняя» последнюю ноту (это ритм из упражнения «Трамвайные звонки»):
Лучше это упражнение изучать после упражнений «Трамвайные звонки» и «Игра ритма». Но если оно будет [...]
Это упражнение объединяет в себе два предыдущих: № 4 и № 5 (короткое арпеджио + вводные звуки). Этот вид мелодической фигурации многие джазисты называют «вертушка», поскольку оно подобно вращению.
Упражнение выполняется следующим образом: вместо первой ноты в коротком арпеджио играется снизу вводный звук к последующей устойчивой ноте. Удобнее всего вводный звук играть вторым пальцем, а последующие [...]
Упражнение № 6 можно немного усложнить. Следует поочередно менять в окончаниях направление движения последней ноты: то вверх, то вниз (по трезвучию).
Дети назвали этот принцип импровизации «качели». Это довольно распространённый приём в джазовой импровизации: