Скэт

Джаз без импровизации немыслим. Импровизация обогащает композицию, подчеркивает ее яркую и своеобразную гармонию, раскрывает скрытые возможности мелодии и обогащает ритмическую сторону темы.

Эпоха развития вокальной импровизации в джазе началась сравнительно  недавно. Родоначальником вокальной импровизации многие музыканты считают Луи Армстронга, джазового певца и инструменталиста. Первым записанным примером вокальной импровизации  часто называют композицию Heebie Jeebies, записанную Луи Армстронгом в 1926 году. Такой вид вокальной импровизации в джазе получил название скэт.

Скэт (англ. scat) — специфический способ слоговой мелодико-ритмической джазовой импровизации, при котором голос используется для имитации какого-либо музыкального инструмента, например: саксофона, трубы, тромбона, гитары или фортепиано. Само пение не несёт лексической смысловой нагрузки. Хотя скэт-вокал впервые начал применять Армстронг, но у него это было эпизодически. Для того чтобы певец обрел свободу подлинно джазовой импровизации, нужно было разорвать жесткую связь между словом и мелодией, преодолеть влияние авторского текста как словесного, так и музыкального. Исполнители эпохи свинга фактически не владели этим джазовым приемом.

Это смогли сделать вокалисты 40-х годов! Расцвет скэт-пения начался с возникновением стиля «би-боп». Две великие певицы эпохи стиля «би-боп» Элла Фитцджеральд и Сара Вон довели скэт-вокал до небывалых высот. Их голос по гибкости и технике не уступал саксофонистам и трубачам. Они изобрели скэт-язык, который стал общим для всех джазовых певиц. Удивительное мастерство вокальной импровизации демонстрируют не только Элла Фитцджеральд и Сара Вон, но и  многие другие певцы, такие как Мел  Торме, Анита О’Дэй, Бобби Макферрин, Ондина Саннино, Боб Столофф, Джонни Митчелл и др.

В основе скэт вокала лежит английская фонетика.  На длинные звуки применяют открытые слоги, а на короткие звуки – закрытые слоги. Например, открытые слоги: vu, du, da, di, shu, ba, bi, bu, wee, zee, bee, dwee, skwee. Закрытые слоги: dop, dat, bop, bap, vop, dot, bot, zot, dit.

Первоначально методики по обучению вокальной импровизации не было. Многие джазовые вокалисты, с целью освоить данный вид искусства, слушали импровизации известных инструменталистов, стараясь подражать им голосом. Некоторые вокалисты сначала обучались импровизации на каком-либо инструменте, а уже потом свои знания и умения переносили на вокальное искусство. В настоящее время существуют специально разработанные методики по обучению джазовой импровизации для вокалистов, которые комплексно развивают импровизационное мышление. Наиболее известные школы вокальной импровизации Боба Столоффа, Джонни Митчелл, Скотта Фредриксона.

Tags: , ,

Comments are closed.