В ансамблевых импровизациях вторая партия является фундаментом, и практически остаётся неизменной, первая партия – соло, импровизация, первоначально исполняется в унисон двумя руками через октаву – правая рука дублирует левую. С опытом можно делать разделение голосов, удваивать голос, добавлять аккорды.

В основе импровизации лежит типичная гармоническая модель, характерная для стиля « буги-вуги»:

|  I  |  I  |  I  |  I  |  IV  |  IV  |  I  |  I  |  V  |  V  |  I  |  I  ||

Это, так называемый, 12-ти тактовый блюзовый период, состоящий из трёх квадратов по четыре такта каждый.

Первый квадрат называется тонический и обозначается буквой Т, потому что тоника строится на I ступени.

Второй квадрат называется субдоминантовый и обозначается буквой S, потому что субдоминанта строится на IV ступени.

Третий квадрат называется доминантовый и обозначается буквой D, т.к. доминанта строится на V-й ступени.

Можно усложнить третий, доминантовый квадрат, начиная его двойной доминантой: II–V–II, где II ступень является доминантой к V ступени. Таким образом, гармоническая модель ансамблевой импровизации будет выглядеть так:

|  I  |  I  |  I  |  I  |  IV  |  IV  |  I  |  I  |  II  |  V  |  I  |  I – V  ||

Распишем басовую партию (II-я партия), наиболее типичную для стиля буги-вуги: блуждающий или автономный бас, чередующийся с аккордами.

II партия:

Следует обратить внимание, что исполнять вторую партию надо в свинговой манере:

Поэтому нотная запись такого аккомпанемента должна исполняться в таком ритмическом виде:

Написано:
Исполняется:

Ученик, исполняющий вторую партию, должен строго придерживаться ровной пульсации в аккомпанементе и уметь играть его без остановок много раз подряд. Вторую партию на уроке может исполнять и учитель. Дома ученик может записать II партию на магнитофон и под запись импровизировать соло.

Рассмотрим партию сольной импровизации. Задача солиста – научиться строить темы – рифы. Риф – короткий мотив, повторяющийся на протяжении произведения. Возникает вопрос, на каких нотах лучше строить риф? Прежде всего, надо использовать те звуки, которые хорошо подходят ко всем функциям по звучанию. Это так называемый универсальный звукоряд, который в дальнейшем будет «обрастать» другими звуками.

Это общие аккордовые звуки для Т, S, и даже D:

Comments are closed.